В нашем богоспасаемом Ярославле краеведение в последние годы совершило такой апгрейд, что диву даешься. Появились новые маршруты, масса новой, зачастую сенсационной информации, появились «разрушители мифов», наши прекрасные архивисты, которые деловито разбираются в нагромождениях исторических сведений, и мы с дрожью узнаем, что памятная доска на доме Волкова совсем не на своем месте, что дом Болконского, который был таковым десятилетиями, никакого отношения к Болконскому и Тучкову не имеет, что мост через Волгу строил совсем не брат Галины Улановой. И, о ужас, план регулярного переустройства города делал совсем не тот, о котором все говорят…. Я тихо обалдеваю от невероятных новостей, которые приходят к нам из новых книжных изданий. Но это же интересно! Торжествует историческая справедливость, расширяется горизонт событий, и гидовская перезагрузка информации происходит всю зиму…
Так что давайте поговорим про книжку Щенникова «Луговой тракт», которая появилась у нас в краеведении относительно недавно, но расцветила ярославские маршруты новыми красками. Речь пойдет о левобережье. Оно издавна соединяло Ярославль и Кострому, сокращая дорогу для путешественников почти на 30 км. Ведь правый берег, хоть и высокий, и сухой, повторял изгиб Волги, и путникам приходилось делать немалый крюк по дороге между Ярославлем и Костромой. Так что именно левый берег был так важен для путешественников.
Но еще один аспект завораживает. Луговой тракт ( а именно так называется левобережье Волги) – это территория, связанная с массой блистательных имен. Когда я начинала готовиться к путевой экскурсии, я даже не представляла, какую россыпь упоминаний я встречу на Луговом тракте.

Начну с классики: в Сказании о чудесах от Федоровской иконы Божьей Матери идет косвенное упоминание об этой дороге. Дескать, по ней шли татары, и встретились с костромичами у озера Святого, и бились костромичи с ворогами, и победили.
Затем ополчение, которое шло в Ярославль в 1612 году из Нижнего через Балахну, родину Кузьмы Минина, через Кинешму и Кострому. Шли ополченцы по левому берегу, по луговому тракту, затем переправлялись на правый берег, где обустраивались и готовились к походу на Москву. Четыре месяца ополчение стояло в Ярославле. Ярославское купечество призвало людей с северных земель, снабдило ополчение на свои собственные средства провиантом и оружием, и активно способствовало завершению Смуты.
Михаил Федорович Романов ехал по Луговому тракту в марте 1613 года, направляясь в Москву. В Костроме, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялась церемония призвания на царство, а венчание произошло в Москве. И между двумя этими важнейшими событиями Михаил Федорович провел три недели в Ярославле, пережидая, когда подсохнут дороги, и можно будет продолжить путь в столицу. Кстати, общепринятое мнение, что Рыбницы когда-то принадлежали Шестовым, ошибочно, пишет Щеников.

16 век, территория, ранее принадлежавшая ярославским Рюриковичам, князьям, прозвище одного из которых было Дей/Дий, переходит во владение ярославских бояр Колычевых. Один из них, Федор/Филипп Колычев, впоследствии канонизирован, был убит по приказу Ивана Грозного.
Село Печелки – владения в 17 веке, принадлежавшие Ивану и Борису Пушкиным, родственникам известного во времена Смуты Гаврилы Григорьевича Пушкина. Сам Александр Сергеевич упомянет своих родственников в драме «Борис Годунов»: «Противен мне род Пушкиных мятежный», скажет царь, говоря о них в контексте отношений с Литвой.
Грешнево, Аббакумцево – это святое. Место, где великий русский поэт Николай Некрасов провел свои детские годы. Но есть еще новость о том, что Николай Алексеевич Некрасов происходит из рода Колычевых – это для меня маленькая сенсация. Фактически, можно сказать о том, что в роду Некрасовых есть русский святой, ибо Филипп Колычев был впоследствии канонизировн. Жаждете подробностей? Милости просим в Ярославль, в путешествие со мной по Луговому тракту.

1812 год – несколько месяцев в районе Диева- Городища проводит Александр Герцен, будучи нескольких месяцев от роду…
Рыбницы, Свечкино – целый пласт информации… Это родина русского талантливейшего скульптора Александра Михайловича Опекушина. Все помнят его знаменитого Пушкина на Тверской. Увы, огромное количество работ было уничтожено после революции. Однако, в музее Опекушина в Рыбницах бережно сохраняют память и о его творениях, и о событиях из жизни, и здание лепной школы.

И как не рассказать легенду: Есть предание, что братья Дылевы из села Давыдково как чернорабочие принимали участие в сооружении Исакиевского собора, помогали художникам и скульпторам, приглашенным из Италии. Уезжая на родину, итальянцы передали ярославцам часть форм, обучили их пользоваться этими формами. С тех пор и пошли лепщики в Давыдкове, Рыбницах, Свечкине, Овсянниках и т.д. По возвращении домой лепщики и свои избы украшали гипсовыми узорами.
1849 год. Здесь, по Сибирскому этапному пути идет, среди прочих, Федор Михайлович Достоевский, осужденный по делу петрашевцев. Отдыхает вместе с остальными арестантами в дома для ночлега арестантов, в Тимохине. Впоследствии он дошел до Омска, где «от звонка до звонка» формовал кирпичи…

Здесь проезжает Александр Островский, который направляется в имение, купленное его отцом, в Щелыково. Пишет очень красиво и с любовью о красоте этих мест.
С этими же местами связана судьба Любима Агеева, прекрасного изографа, расписывавшего Московский Успенский собор, Кирилло – Белозерский монастырь и нашу церковь Николы Надеина…
В общем, это тезисно. За кадром остался Дед Мазай, Понизовкины, плотина, озера, съемки фильмов, декабристы, необыкновенная красота этих мест. И, как вишенка на торте, удивительный замок Понизовкиных на Волге. Красота невероятная.
Если вас заинтересовал этот необыкновенный маршрут, милости просим в Ярославль.
