“Город белокаменный, веселый, красивый…”

 «В Ярославле мне все время кажется, что я за границей. В красивой стране под названием Россия. Изящная и соразмерная человеку застройка. Осмысленное сосуществование улиц, бульваров, круглых площадей, набережных, спусков к воде.

Все храмы выше домов, есть в этом какая-то старинная правильность». (Денис Драгунский)

Знаете, когда я прочитала эти замечательные слова, я очень обрадовалась. Они крайне созвучны моему восприятию города. Изящность и соразмерность,  осмысленное сосуществование, ясная и понятная структура,  разум и, одновременно, чувство. Да, это мой город, мой Ярославль.

Красивый, зеленый, радостный.

А теперь давайте познакомимся  с тем, как эта красота возникала и формировалась.

В 60-е годы 18 века в русском градостроительстве начался небывалый кипежь. По всей стране развернулись колоссальные работы по перепланировке городов. Связано это было с административной реформой Екатерины, которая, желая привести города к «единообразию», со всей своей пылкой и кипучей энергией взялась за изменения. Она была абсолютно права. Промышленность развивалась, а города были крайне неблагоустроенны, высокая пожароопасность, как дамоклов меч, висела над горожанами. Да и антисанитария описывалась в документах ярославского магистрата так: «Всегда безмерный смрад происходит, и воздух так заражен, … что живущим людям не токмо на двор или улицу выходить, но и жить поблизости весьма трудно, не последовало бы… вредного припадка».

Так что «запрос на перемены» весьма созрел, а Екатерина это прекрасно поняла. В 1778 году она подписывает Регулярный план Ярославля, автор которого нам доподлинно не известен. Поскольку на чертеже проекта подпись автора отсутствует, то можно только предполагать, что это были или Иван Старов, или Эван Левенгаген. В плане и была заложена радиально-кольцевая система планировки, а точнее, дальнейшее развитие этой системы, стихийно сложившейся еще в 16-17 веках. Кстати, привет нам всем от афинянина Перикла, который осуществил впервые на практике такой тип городской планировки.

На месте хаотичной застройки появляются площади, выравниваются улицы, архитектурной доминантой становится храм Илии Пророка, и каждый луч, выходящий с площади, заканчивается башней или храмом.

Старый город сверху.

И, мое самое любимое – ограничивается высотность зданий!

«В кварталах Земляного города, вокруг главной площади, строить домы каменные, сплошные, вышиною в шестнадцать аршин.  В прочих кварталах Земляного города …строить дома каменные,… в два этажа, вышиной в десять аршин. Крышу крыть на каменном – железом и черепицей». Вот оно! Вот та волшебная строчка, которая придала нашему городу то несравненное обаяние и гармоничность. Шестнадцать аршин – это чуть больше 11 метров. Поэтому и хочется гулять по этим улицам, где человек соразмерен застройке, где каждая перспектива имеет прекрасное завершение в виде храма или башни, где «все дороги ведут к Илие».

Про остальные правильные шаги тоже упомяну: « В городе и предместье кладбища уничтожить и назначить пристойное место за городом. .. Под кожевенные фабрики и салотопильные заводы – отвести места по течению реки ниже города, в таких местах… чтобы не происходило дурного воздуха».

Самая обаятельная и атмосферная, Екатерининская ( ныне
Андропова)

Все новые постройки возводились по специальным проектам, которые разрабатывались петербургскими или местными архитекторами. Использовались «примерные» и «образцовые» фасады, которые составлялись «комиссией о каменном строении». 

Самое поразительное, что вся эта огромная, грандиозная работа была осуществлена за сравнительно короткий срок. Вот что значит воля и желание губернатора…

И теперь мы можем гулять по этим чудом сохранившимся улицам, любоваться небольшими, но радующими взор зданиями, мечтать и придумывать, вспоминать и  наслаждаться, релаксировать и обретать гармонию…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправьте мне свой номер телефона, и я обязательно свяжусь с вами в кратчайшие сроки, чтобы обсудить вашу будущую прогулку по городу.



Это такой маленький, преданный месту дух, который вбирает в себя ауру города, его суть, ревностно охраняет город и безгранично его любит. Иногда мне кажется, что мне досталось немножко того, что составляет суть этого самого genius loci. Мы с городом живем в одном ритме, дышим в такт, думаем об одном. Вместе печалимся, когда в его ладное, крепко скроенное предками тело вбивают точечную застройку, вместе радуемся, когда храм Илии Пророка после побелки приобретает чудесный розоватый цвет. Вместе восторгаемся матушкой Волгой, которая является его животворной артерией, вместе грустим, когда турсезон заканчивается, и некому показать чудо-чудное, диво-дивное, наш Ярославль. Я знаю про город все. Мне знакомы все его лики, настроения, причуды. И я готова поделиться этим с вами.

ОБО МНЕ