Перекопская страничка.

Есть в нашем городе районы, куда туристические автобусы заезжают крайне редко. И это грустно. Поскольку эти кусочки ярославской жизни крайне интересны, хотя и лишены той картинности, которой порой грешит вылизанный центр города.

Что до меня, то Перекоп мне всегда интересен удивительным набором, казалось бы, несочетаемых вещей. С одной стороны, пролетарская сторонка, со всеми  ее  «простонародными прелестями» в виде драк, пьянства, мусора. С другой – потрясающая искренняя духовность, выраженная волшебным четырехугольником  церквей Андрея Критского – Николы в Меленках – Иоанна Предтечи в Толчкове- Петропавловского храма.

С третьей стороны – память о космическом подвиге первой женщины – космонавта Валентины Владимировны Терешковой, которой пронизана вся атмосфера территории, прилегающей к бывшей мануфактуре Карзинкиных.

Приплюсуем старинные деревянные и каменные дома, помнящие совсем другую жизнь, местный говорок, Бутырки, Лабаз…

Добавлю еще потрясающий энтузиазм ярославцев, пытающихся реанимировать и оживить то место, которое когда- то было сердцем Перекопа, а сейчас существует с большим надрывом, выплескиваясь в виде музейных экспозиций и интерактивных программ. 

Еще одна отдушина – Культурно- общественный центр – Textil, пытающийся объединить людей не только памятью о прошлом, но создавая и формируя сегодняшний день.

И после этого ты начинаешь понимать, что перед тобою целый мир, многогранный и неповторимый.

Я хочу рассказать об одной грани этого бытия, о храме, который всегда меня притягивал и одновременно, отгораживался в своей недоступности.  Но, несмотря ни на что, я попала несколько недель назад внутрь, и поняла, что не зря невидимые нити тащили меня сюда давным-давно.

Храм Николы в Меленках.

Когда-то находилось тут урочище Меленки, с ветряными мукомольными мельницами, позже замененными на водяные на реке Которосли. Монастырское село Творогово, располагавшееся рядом, да и сами Меленки, обладали обширными пастбищными угодьями, что способствовало специализации Толчковской слободы, как центра именно кожевенного промысла.

Здесь же располагался Николо-Сковородский на Глинищах мужской монастырь… Такое, казалось бы, странное название…

Оно обусловлено особой любовью ярославцев к Николаю Мирликийскому, как защитнику путешествующих по воде, и благословляющего торговлю. А Сковородский, скорее всего, от сковороды (чугунного била), в которую били, собирая верующих к началу богослужения. Слово «на Глинищах» напоминает о преобладании здесь глинистого грунта.

Монастырь был разорен поляками в годы Смуты, прекратил свое существование, но в летописи Николо- Пенской церкви есть упоминание о церкви Николы Чудотворца на Глинищах, которая не сгорела во время «великого» ярославского пожара 1658 года.

Кстати, знаете ли вы, что Ярославль зачастую называли «городом семи Никол» по числу одноименных храмов? Если попробуете вспомнить и перечислить, то это будет здорово.

Никола в Меленках.

А если вы – гости,  или потенциальные гости, то поговорим об этом на экскурсии обязательно.

Каменная Никольская церковь была заложена в 1668 году.

Средства на постройку храма дал ярославский купец Мартиниан Дурандин, но ему не суждено было увидеть завершение сооружения храма: 1668 году он скончался, приняв перед смертью схиму с именем Макарий.

Церковь освятили в 1672 году. А стенные росписи храма были начаты 11 июня 1705 года артелью ярославских изографов, куда входили известные мастера Федор Федоров, Степан Митрофанов и другие. Стенопись трижды поновлялась в течение XIX века.

Собственно, именно фрески этого храма были моей мечтой и целью.

Галерея – это преддверие входа в храм. Место, которое настраивает прихожан на предстоящую службу. Мы видим события, предваряющие служение Иисуса. Здесь речь о тяжком кресте Богоматери, которая спасает свое богодухновенное Дитя от убийства царем Иродом..

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов..»

Избиение младенцев.

Знаменитое ярославское мелочное письмо, точность в воспроизведении канонических деталей, такая знакомая и родная  цветовая гамма, узнаваемые сюжеты заставляют замереть на галерее и вглядываться в чудесные «библейские картинки» до бесконечности. Заметьте, что мастера с любовью изображают урбанистические мотивы – города, храмы, сказочные дворцы в стиле Ренессанса… В живописных сюжетах можно увидеть отголоски деревянной архитектуры.

Бегство в Египет.

Праведному Иосифу во сне явился Ангел, повелевший:” Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его” (Мтф. 12-13)

Бегство Святого Семейства в Египет.

Цветовая гамма росписи построена на открытом контрасте легких и чистых тонов: голубых и разбеленных изумрудных, оливковых, белых, золотисто-охристых и киноварных. Горизонтальные коричневато-красные межярусные границы разделяют сюжеты, подчеркивают архитектурное деление, организовывают храмовое пространство.

Там же, на галерее, мы видим Новозаветную Троицу.

Новозаветная Троица. Галерея.

Канонические Страсти Христовы перекликаются с изображениями Страстей на галерее Иоанна Предтечи. И пестрая московская набойка угадывается в одежде римских легионеров, пришедших арестовать Иисуса…

А фарисеи-то каковы… В руках целые списки с претензиями. Полны праведным гневом. Дескать, слишком много на себя берет, неправильно молится, говорит, что десятину платить не надо, и еще про любовь все время.. Виновен! Как это перекликается с событиями сегодняшних дней..

В главном храме удивительная теплота. Не знаю, откуда она берется. То ли от добрых и человеколюбивых сюжетов, рассказанных художниками, то ли от этих “стемненных”, но уютных красок… И, конечно же, ярославская София – Премудрость Божия, которая пришла, и “создала себе дом и утверди столпов седьмь”.. Эта деталь соответствует тексту Притчей Соломоновых.

Невозможно не восхититься тому, как ярославские мастера ловко сводили своды. Не было им равных! Поэтому такой затейливый сводчатый потолок воспринимается совершенным, как Небеса.

Верхние ярусы четверика.

Словом, удивительное – рядом! И оно настолько “попадает” прямехонько в сердечную чакру, что стояла бы и стояла. Смотрела бы и смотрела. Любовалась бы и любовалась. Чего и вам желаю!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправьте мне свой номер телефона, и я обязательно свяжусь с вами в кратчайшие сроки, чтобы обсудить вашу будущую прогулку по городу.



Это такой маленький, преданный месту дух, который вбирает в себя ауру города, его суть, ревностно охраняет город и безгранично его любит. Иногда мне кажется, что мне досталось немножко того, что составляет суть этого самого genius loci. Мы с городом живем в одном ритме, дышим в такт, думаем об одном. Вместе печалимся, когда в его ладное, крепко скроенное предками тело вбивают точечную застройку, вместе радуемся, когда храм Илии Пророка после побелки приобретает чудесный розоватый цвет. Вместе восторгаемся матушкой Волгой, которая является его животворной артерией, вместе грустим, когда турсезон заканчивается, и некому показать чудо-чудное, диво-дивное, наш Ярославль. Я знаю про город все. Мне знакомы все его лики, настроения, причуды. И я готова поделиться этим с вами.

ОБО МНЕ