Городская застройка – это Книга.
Ее просто надо уметь читать.. Как настоящий роман, она перемешивает огромное количество сюжетных линий, напластовывает одну главу на другую, затейливо плетет повествование о ярославском житье-бытье.. И о ярославской былой столичности, и об отходниках-ярославцах, украсивших улицы родного города «малым Невским проспектом», и о Екатерине II с ее конфирмованным планом Регулярного переустройства, и о знаменитом ярославском характере, который воплотился в застройке улиц, о любви, о героизме, о человечности. Правда, об алчности, бессовестности и глупости эта книга тоже рассказывает.
Но не будем о грустном. Просто встанем у Знаменской башни, повернемся к ней спиной, и посмотрим вдоль улицы Свободы. В перспективе малоэтажные дома, где-то теснящиеся, и прильнувшие друг к другу. А где-то с воротами, с расстояниями между корпусами, с арками, ведущими внутрь дворов. Чудится дух старой Москвы, правда, с провинциальным привкусом.
А теперь взглянем вдоль ул. Комсомольской. Что мы видим? Целый ряд плотно пристроенных друг к другу домов, высоких, трехэтажных, в специфической цветовой гамме, помпезных и претенциозных. И сразу веет северной столицей, и Питер чувствуется в каждом изгибе декора.
Неудивительно! Ведь ярославцы, отправляясь в отход, на заработки в Петербург, зачастую сколачивали там немалые состояния, и воплощали на улицах родного города столичные веяния. Например, тесную связь с Питером по бизнесу имел владелец «стеклянного дома» Дмитрий Александрович Карпычев. В прошлом — крепостной из села Бурмакино. Когда отменили крепостное право, Дмитрию было 10 лет. Барин на счастье подарил ему золотой рубль. И к 1917 году у Карпычева уже было состояние в полтора миллиона рублей. «Железоделательный» товар Дмитрий Александрович реализовывал в Москве, Риге, Петербурге, далекой Сибири. И это здание, которое радует нас своей красотой, стеклянным фасадом и высокими эркерами, Карпычев построил в начале 20-го века.
Две столицы в третьей.. Да-да! Ведь Ярославль тоже был столицей русского государства в самое лихое и критичное для нашей страны время. Так что вы стоите там, где сходятся три главных города России.
А как же звучит третья столица в этом трио? Чтобы это узнать, нужно пройти до ул. Большой Октябрьской и остановиться напротив прекрасной компании зданий на пересечении с ул. Собинова. И вспомнить о том, что каждый фасад объявляет в полный голос об амбициях владельца дома. Это его визитная карточка, парадный костюм, ложа в опере.. А ярославец наш был очень тщеславен и честолюбив. Поэтому та самая ярославская «выпендрежность» так и бьет в глаза. Огромное количество декора не позволяет определить стиль, в котором построен особняк Полетаевых, позже Духовная консистория. Но «красотою лепо»!
А каков дом Донцовых-Лопатиных! Тут и рококо играет в каждой детали, и «улыбающиеся» окна модерна, и раковины, и листья, и виньетки, и травы, и ангелы.. Какие вазы на балюстраде, глаз не отвесть!!! Да и цветовое решение вновь возвращает мыслями к рококо..В общем, «покажи мне, где ты живешь, и я скажу, кто ты».. Это зеркало внутреннего мира владельца, его маленькая вселенная, черты ума, души и характера.
Но, честно говоря, моя особенная любовь вот к таким ярославским домикам. Деревянным,, с мезонином, и, зачастую, главными фасадами развернутыми внутрь улиц. Такой способ избежать большого налога на количество окон и землю вполне оправдан. Но вы посмотрите, каков декор окон! Даже сегодня, после утраты огромного количества деталей, здание все равно выглядит очень нарядно.
А как вам ярославский модерн? Деревянный, с декоративной башенкой, построенный в конце ХIХ века.. «Каждый стиль свидетельствует об истолковании человеком самого себя, отвечая тем самым на вопрос о последнем смысле жизни..», заметил П. Тиллих. И особняк в стиле модерн — лучшее подтверждение этих слов. Хозяин как бы сливается в органическое целое со своим жилищем. Отсюда такая извилистость архитектурной линии, многообразие и противоречивость..
Можно много бродить по улицам Ярославля. Всматриваться и вчитываться в страницы истории города, которые пишут Время и люди. Каждый раз находить что-то новое для себя, заново влюбляться в город, переживать историю вместе с ним, и листать страницы, не торопясь и наслаждаясь.. И после таких прогулок понимать, что очередная небольшая глава этой книги прочитана..
А причудливая цветовая гамма на Комсомольской -это изначально при застройке или это советская эпоха?
Сложно сказать. Цветных фотографий не было, а научной реставрацией никто не занимался. Но, зная любовь ярославцев к оригинальности и нестандартности, предполагаю, что изначальная цветовая гамма была тоже совсем не скромной.
Можно узнать адрес жёлтого деревянного дома?
Это напротив храма Дмитрия Солунского, Мукомольный переулок.