Три столицы? Да!

Городская застройка – это Книга.

 Ее просто надо уметь читать..  Как настоящий роман, она перемешивает огромное количество сюжетных линий, напластовывает  одну главу на другую, затейливо плетет повествование о    ярославском житье-бытье..   И о ярославской былой столичности, и об отходниках-ярославцах,  украсивших улицы родного города «малым Невским проспектом»,  и о Екатерине II с ее  конфирмованным планом Регулярного переустройства,  и о знаменитом ярославском характере, который воплотился в застройке улиц,  о любви,  о героизме, о человечности. Правда, об алчности, бессовестности и глупости эта книга тоже рассказывает.

Но не будем о грустном.  Просто встанем у Знаменской башни, повернемся к ней спиной, и посмотрим вдоль улицы Свободы.  В перспективе малоэтажные дома, где-то теснящиеся, и прильнувшие друг к другу. А где-то с воротами, с расстояниями между корпусами, с арками, ведущими внутрь дворов. Чудится дух старой Москвы, правда, с провинциальным привкусом.

А теперь взглянем вдоль ул. Комсомольской. Что мы видим? Целый ряд плотно пристроенных друг к другу домов, высоких, трехэтажных, в специфической цветовой гамме, помпезных и претенциозных. И сразу веет северной столицей,  и Питер чувствуется в каждом изгибе декора.

ул.Комсомольская

Неудивительно! Ведь ярославцы, отправляясь в отход, на заработки в Петербург, зачастую сколачивали там немалые состояния, и воплощали на улицах родного города столичные веяния. Например, тесную связь с Питером по бизнесу имел владелец «стеклянного дома» Дмитрий Александрович Карпычев. В прошлом – крепостной из села Бурмакино. Когда отменили крепостное право, Дмитрию было 10 лет. Барин на счастье подарил ему золотой рубль. И к 1917 году у Карпычева  уже было состояние в полтора миллиона рублей. «Железоделательный» товар Дмитрий Александрович реализовывал в Москве, Риге, Петербурге, далекой Сибири. И это здание, которое радует нас своей красотой, стеклянным фасадом и высокими эркерами, Карпычев построил в начале 20-го века.

Дом Карпычева

Две столицы в третьей.. Да-да! Ведь Ярославль тоже был столицей русского государства  в самое лихое и критичное для нашей страны время.  Так что вы стоите там, где сходятся три главных города России.

А как же звучит третья столица в этом трио? Чтобы это узнать,  нужно пройти до ул. Большой Октябрьской и остановиться  напротив прекрасной компании зданий на пересечении с ул. Собинова.  И вспомнить о том, что каждый фасад объявляет в полный голос об амбициях владельца дома.  Это его визитная карточка, парадный костюм, ложа в опере.. А ярославец наш был очень тщеславен и честолюбив. Поэтому та самая ярославская «выпендрежность» так и бьет в глаза. Огромное количество декора не позволяет определить  стиль, в котором построен особняк Полетаевых, позже Духовная консистория. Но «красотою лепо»!

Дом Полетаева

 А каков дом Донцовых-Лопатиных! Тут и рококо играет в каждой детали, и «улыбающиеся» окна модерна, и раковины, и листья, и виньетки, и травы, и ангелы.. Какие вазы на балюстраде, глаз не отвесть!!! Да и цветовое решение вновь возвращает мыслями к рококо..В общем, «покажи мне, где ты живешь, и я скажу, кто ты».. Это зеркало внутреннего мира владельца, его маленькая вселенная, черты ума, души и характера.

Дом Донцовых-Лопатиных

Но, честно говоря, моя особенная любовь вот к таким ярославским домикам. Деревянным,, с мезонином, и, зачастую, главными фасадами развернутыми внутрь улиц. Такой способ избежать большого налога на количество окон и землю вполне оправдан. Но вы посмотрите, каков декор окон! Даже сегодня, после утраты огромного количества деталей, здание все равно выглядит очень нарядно.

А как вам ярославский модерн? Деревянный, с декоративной башенкой, построенный в конце ХIХ века.. “Каждый стиль свидетельствует об истолковании человеком самого себя, отвечая тем самым на вопрос о последнем смысле жизни..”, заметил П. Тиллих. И особняк в стиле модерн – лучшее подтверждение этих слов. Хозяин как бы сливается в органическое целое со своим жилищем. Отсюда такая извилистость архитектурной линии, многообразие и противоречивость..

Деревянный модерн Ярославля

Можно много бродить по улицам Ярославля. Всматриваться и вчитываться в страницы истории города, которые пишут Время и люди. Каждый раз находить что-то новое для себя, заново влюбляться в город, переживать историю вместе с ним, и листать страницы, не торопясь и наслаждаясь.. И после таких прогулок понимать, что очередная небольшая глава этой книги прочитана..

Комментариев 4

  1. Ольга

    А причудливая цветовая гамма на Комсомольской -это изначально при застройке или это советская эпоха?

    Ответить
    1. Сложно сказать. Цветных фотографий не было, а научной реставрацией никто не занимался. Но, зная любовь ярославцев к оригинальности и нестандартности, предполагаю, что изначальная цветовая гамма была тоже совсем не скромной.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправьте мне свой номер телефона, и я обязательно свяжусь с вами в кратчайшие сроки, чтобы обсудить вашу будущую прогулку по городу.



Это такой маленький, преданный месту дух, который вбирает в себя ауру города, его суть, ревностно охраняет город и безгранично его любит. Иногда мне кажется, что мне досталось немножко того, что составляет суть этого самого genius loci. Мы с городом живем в одном ритме, дышим в такт, думаем об одном. Вместе печалимся, когда в его ладное, крепко скроенное предками тело вбивают точечную застройку, вместе радуемся, когда храм Илии Пророка после побелки приобретает чудесный розоватый цвет. Вместе восторгаемся матушкой Волгой, которая является его животворной артерией, вместе грустим, когда турсезон заканчивается, и некому показать чудо-чудное, диво-дивное, наш Ярославль. Я знаю про город все. Мне знакомы все его лики, настроения, причуды. И я готова поделиться этим с вами.

ОБО МНЕ