Перед нами один из необычных храмов Ярославля. Взгляду нашему непривычен, и совсем не вписывается в каноны ярославского зодчества. И неудивительно. Построен он в так называемом палладианском стиле. Это единственный архитектурный стиль, который носит имя своего создателя Андреа Палладио.
Палладио родился в Падуе, жил и творил в Венеции, в 16 веке. Правда, осторожные венецианцы в столице строить ему все же не дали, но город Виченца – это город, застроенный именно его произведениями. Стиль Андреа Палладио очень узнаваем. Самое парадоксальное, что так выглядят и парламенты, и особняки, и суды, и виллы, и театры. Высокая лестница, колонны со всех фасадов, треугольный фронтон и высокие арочные окна – главные отличительные архитектурные черты Палладио. Причем, это настолько часто встречающийся стиль, что его можно называть архитектурным эсперанто. Оперный театр в Буэнос Айресе и колхозный клуб в Читинской области, деловые районы Филадельфии или Бостона, итальянские виллы и… ярославский Ильинско- Тихоновский храм.
Основная идея этой эстетики – театральность. Именно в таком здании, театре Олимпико в Виченце, была играна драма Эдип-царь. В таких зданиях разыгрываются драмы жизни. Но вот странность, пространство прекрасно внутри, но совершенно не функционально. Палладио упраздняет сортиры, прячет кухни в глубину пространства, подчиняя все внешней респектабельности. Поэтому Державин, побывав в одной из таких вилл, поинтересовался, правда, безрезультатно, «Голубчик, а где у вас тут нужник?»
И тем не менее, стиль торжественно шествует по всем материкам и континентам. Секрет распространения прост. Внятные принципы, простой алгоритм, пользуясь которым, даже посредственность могла сотворить нечто стоящее. Так произошло воровство простоты.
В России это идеи внедрял Джакомо Кваренги, неистовый палладианец. Вспомним Смольный, Эрмитажный театр, Обуховскую больницу, Английский дворец в Петергофе.
В штатах проводником палладианства стал Томас Джефферсон. Достаточно взглянуть на его дом в Вирджинии и все станет ясно. Новая молодая Америка переняла этот стиль у Британии, в свою очередь позаимствовавшей ее у итальянцев, но пропустившей через свой британский опыт.
Второй «палладианский» город после Виченцы – это Вашингтон. Универсальность этого стиля такова, что рязанский крестьянин может представить себе Белый дом, пройдя вокруг районного дома культуры.
И вот наш, ярославский Палладио, существующий в двух экземплярах. Помимо Ильинско-Тихоновского храма, есть еще церковь Ярославских Чудотворцев в Спасском монастыре. И наш Петр Паньков – тоже ярый «палладианец», который вписал Ярославль в сонм городов, влюбленных в Андреа Палладио.
Ильинско- Тихоновский храм был построен в первой половине 19 века.
Деньги на его строительство были пожертвованы ярославским и московским губернаторами, представителями высшей аристократии, членами известных местных дворянских и купеческих родов. Строительство шло шесть лет, и в 1831 году, несмотря на массу сложностей, храм был достроен тщанием будущих прихожан, стараниями и средствами бывшего содержателя питейного откупа (!) купца А. У. Отрыганьева, трудами церковного старосты Ф. М. Кичигова.
В конце 19 века при храме была устроена богадельня для малоимущих.
В советское время у городских властей возникла мысль открыть в нем дом-музей В. И. Ленина. Поскольку архитектор Князев представил это здание, как «как почти гражданское строение, очень величественное и красивое», то здесь чуть было не состоялся музей-пантеон, посвященный вождю революции.
Честно говоря, для меня это все выглядит сюром, поскольку храм и революция – понятия несовместимые. Но, вспоминая воровство пьедестала Романовых для памятнику Ленина в Костроме, уже ничему не удивляешься..