Ярославль не православный (часть 1)

Сегодня мы поговорим о людях, которые были не православного вероисповедания, но в судьбе нашего города отметились.

Вообще, для Ярославля знакомство с иным церковным обрядом началось довольно давно. Я не беру в расчет монголо-татар, которые с 1238 года присутствовали в жизни нашей страны. Мы сегодня поговорим о католиках, лютеранах и протестантах, посещавших наш город и оставивших довольно заметный след в его истории.

Я решила начать с 16 века, когда уже начинает яснее и яснее формироваться тот феноменальный фантастический торговый успех, сделавший следующий, 17 век веком Золотым, веком ярославского Возрождения, веком Ренессанса, если хотите.

Английский корабль подходит к Поморью.

В торговой жизни Ярославля появляются англичане, путешественники, оставляющие свои заметки и о Московии, и о Ярославле. И мы можем представить себе, как выглядела наша страна с другого ракурса, какой ее ощущал приезжий человек, воспитанный в совершенно иных традициях.

Таковым был Ричард Ченслер, открывший путь в далекую Московию.

Маршрут экспедиции в Московию.

Напомню, что в 1552 году в Англии было основано Общество купцов авантюристов, ставившее перед собой задачу открыть новый путь в далекую, манящую Индию. Дело в том, что Испания, господствовавшая в тот период на море, категорически лишала англичан права торговли с Индией. И эти бесценные пряности, ткани, серебро, шелк оставались вне зоны торговых интересов Англии. Все попытки влезть в торговые операции испанцами безжалостно пресекались, они подвергались преследованиям и упрекам в контрабанде, и только пираты имели неразрешенный доступ к индийским россыпям. Поэтому англичане предпринимают попытку найти альтернативный путь в Индию, и появляется Общество Купцов – авантюристов, первое в мире акционерное общество, поскольку эта экспедиция снаряжалась на деньги, собранные вскладчину.

В мае 1553 г. из Англии отплыло три корабля под начальством Хью Уиллоуби, чтобы найти новые земли для торговли и наладить с их народами торговые отношения. Но до России доплыл только один — «Эдуард Бонавентура» («Эдуард Благое дело») под командованием Ричарда Ченслера. Два других несчастных корабля были отнесены в Белое море. Как сообщает Двинская летопись, год спустя их, затертые льдами, нашли местные карелы: «Стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много».

Потеряв их и еще надеясь, что товарищи вскоре найдутся, Ченслер и его команда в 27 человек продолжили путешествие. В августе 1553 г. они высадились на русской земле у устья Северной Двины и вскоре были приглашены царем Иваном Васильевичем в Москву. В столице Ченслер и несколько его спутников пробыли 8 месяцев. Об этом городе и его народе у англичан осталось немало впечатлений.

Иван Грозный принимает послов.

Согласно Двинской летописи, Иван Грозный «королевенного посла Рыцарта и гостей [прим.: то есть купцов] английской земли пожаловал, в свое государство российской с торгом из-за меря на кораблех им велел ходить безопасно и дворы им покупать и строить невозбранно». Так были завязаны торговые отношения с Англией. В Лондоне прибывшего Ченслера приняли с почестями, так как перед англичанами открылись прекрасные торговые перспективы. В 1555 г. была открыта Московская компания, которая уже вскоре активно начала торговать с Россией — привозили сукна, оружие, серу и селитру, необходимые для изготовления пороха, свинец и другие металлы, покупали у русских лен, сало, воск, ценные меха и канаты, ценные для английского кораблестроения. И русские и англичане начали все лучше узнавать друг друга.

Вот что Ченслер пишет о Ярославле:

От Вологды до Ярославля 200 миль; последний — очень большой город. Здесь находятся; кожи, сало, хлеб в очень большом количестве, есть и воск, но его не так много, как в других местах. От Ярославля до Москвы 200 миль. Между ними область усеяна деревушками, замечательно переполненными народом. Земля эта изобилует хлебом, который обитатели возят в громадном количестве в Москву. Утром можно встретить 700 и 800 саней, везущих хлеб, а некоторые рыбу.

Ярославский Кремль.

Наверное, это был один из первых представителей ранее неведомых для наших горожан «иного толка», то есть представитель другой религиозной конфессии.

Ему некоторые вещи в русской религиозности показались странными. Кстати, религиозность – это единственная тема, где проскользнули нотки негативного отношения к увиденному.

В глаза англичанину сразу же бросается крайнее суеверие, с которым русский народ относится к религии. Так, автор замечает, что русские не имеют в церквах изваянных изображений, все только нарисованные, чтобы не нарушать заповедь, «но с их образами они обращаются точно с идолами». Кроме того, здесь раскрывается и некая предубежденность русских к иностранцам: они не признают образов, нарисованных за границей, считают европейцев лишь наполовину христианами, а сами и не допускают между собой иного языка, кроме русского, чужие языки не учат.

Также Ченслер отмечает то удивительное противоречие в поведении русских, когда речь заходит об исполнении религиозных действий. Так, русские с изумительным старанием держат все посты, не нарушая их, но в другое время нет нигде большего разврата и пьянства. В церкви никто не слушает священников, народ болтает, пока они читают, но когда служба завершается, все начинают неистово кланяться и повторять «Господи, помилуй».

Вот такой вот маленький кусочек иного взгляда на мир. Скажем так: Мир глазами английского путешественника. Причем, поскольку в это время в Британии царила англиканская церковь, то, видимо, и Ченслер был ее представителем.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправьте мне свой номер телефона, и я обязательно свяжусь с вами в кратчайшие сроки, чтобы обсудить вашу будущую прогулку по городу.



Это такой маленький, преданный месту дух, который вбирает в себя ауру города, его суть, ревностно охраняет город и безгранично его любит. Иногда мне кажется, что мне досталось немножко того, что составляет суть этого самого genius loci. Мы с городом живем в одном ритме, дышим в такт, думаем об одном. Вместе печалимся, когда в его ладное, крепко скроенное предками тело вбивают точечную застройку, вместе радуемся, когда храм Илии Пророка после побелки приобретает чудесный розоватый цвет. Вместе восторгаемся матушкой Волгой, которая является его животворной артерией, вместе грустим, когда турсезон заканчивается, и некому показать чудо-чудное, диво-дивное, наш Ярославль. Я знаю про город все. Мне знакомы все его лики, настроения, причуды. И я готова поделиться этим с вами.

ОБО МНЕ