Сегодня продолжим рассказ о католиках, побывавших в Ярославле, и оставивших след в истории города.
Марина Мнишек, гордая полячка, пробывшая на русском престоле 9 дней, в ссылке оказалась в Ярославле. Как все это было, рассказывают ярославские краеведы и журналисты.
“В 1605 году обманным путём сел на Российский престол и занимал его 11 месяцев дьякон из Чудова монастыря, потаённый вор Гришка Отрепьев. После казни Отрепьева на престол вступил славившийся “разумом мужа думного и сведениями книжными, столь удивительными для тогдашних суеверов, что его считали волхвом”, Василий Иоаннович Шуйский, который тотчас по вступлении своём на престол сослал в Ярославль под надзор развенчанную авантюристку, честолюбивую жену Oтрепьева Марину, вместе и с отцом её Сандомирским воеводой Юрием Мнишком.
С ними было вывезено в Ярославль из Mосквы (26 августа 1606 года) всего 375 человек. У Марины были отобраны ещё в Москве все сокровища её и богатые одежды; но на невзгоду эту она не жаловалась, по словам Карамзина, от гордости, изъявляя при этом более высокомерия, нежели скорби.
На переезде от Москвы до Ярославля, оконченном в 16 дней, изгнанники получали весьма скудное содержание, кормили лошадей на свой счет и охранялись, или, вернее, сторожились 300 стрельцов. Но за то, на этом же переезде Марина услышала странную новость: ей сказали, что муж ее, гибель которого она давно оплакивала, — вовсе не убит народом, но спасся и в настоящее время благополучно обретается в Самборе, родном городке Марины, в том самом Самборе, где некогда Марина выслушивала страстные признания царевича Дмитрия, где впервые снились ей престол и корона царства московского. Спасение мужа Марины, действительно, могло казаться возможным самой Марине, слышавшей еще в Москве, что труп, выброшенный на «лобное место», позорно валявшийся тут целых три дня, мало походил лицом на царя Дмитрия и носил ясные следы только что выбритой бороды, которой у мужа Марины вовсе не имелось. Как бы то ни было, Марина перевезла за Которосль некоторые надежды и внесла их с собою в отведенный ей и ее камер-фрейлинам дом, стоявший за земляным валом Ярославля, рядом с домом, назначенным в жилище воеводе Сандомирскому.
Ярославское изгнание Марины, ознаменованное пожаром в самых комнатах бывшей царицы, происшедшие на третий же день по приезде ее в Ярославль, продолжалось около двух лет
Пленным панам, прибывшим в Ярославль 3 сентября, отведено было помещение за земляным валом и разместили их в четырёх дворах.
–За пленниками, чтобы они не убежали, наблюдали особые приставы; но вообще поляки, привезённые cюдa под сильным (из трёх сотен стрельцов) конвоем, жили, особенно первое время, довольно вольготно. Только в июне 1607 года предложено было им продать своё оружие и коней, а затем и дворы поляков огорожены были заборами в три жерди, и стража усилена. Вот что рассказывает об их житье в Ярославле Kостомаров. “Сначала большую часть лошадей у них отобрали, оставив только немного, но потом noзволили продать их русским. Им дозволили носить оружие; был случай, что один cлугa выстрелил в русского стрельца. Содержание им шло от казны вообще не скудное; сверх всяких припасов – баранины, говядины, рыбы – им давали пиво и вино… Не обходилось без столкновения с русскими. Пристава жаловались, что поляки ведyт себя нагло, между собой и со стрельцами дepyтся и пытаются убeгaть.
–Нередко русские, разгулявшись, не пропускали случая загнyть полякам какую-нибудь загвoздку. Однажды, например, польские слуги ехали за водою. Толпа русских напала на них, и один хлестнул плетью поляка, который вёз воду, и закричал: “Вы… дети, с своим расстригою, наделали нам хлопот и кровопролития в нашей земле!”.
–Строго запрещено было передавать живущим здесь полякам какие-либо вести; стрельцов несколько раз приводили поэтому к присяге, но между стрельцами находились, должно быть, болтливые, так что паны знали, что рассказывалось по Московской земле о мнимом спасении Дмитрия, что, конечно, их весьма радовало и ободряло. Разные неблагоприятные для русских, но yтешавшие поляков политические сведения они получали в Ярославле ещё и от навещавшего и ободрявшего их католического монаха августинского ордена Николая де Мелу.
Так проживал в Ярославле со cвoей семьёй Сандомирский воевода до июня 1608 года, когда Шyйский, на беду се6е и России, отпустил всех их в Польшу, взявши с Марины обещание не признавать явившегося уже тогда второго Самозванца своим мужем и не именоватьcя и не писать себя московской царицей.
Клятвенно обязавшись не нарушать этих условий, Марина, отец ее и другие поляки выехали из Ярославля и, под надзором князя Влад. Долгорукого с отрядом боярских детей — следовали на Углич, Тверь и Белый к смоленской границе. Но все эти пленники, «в самое то время, как языком клялися, в сердце своем противное уже умышляли». Им, конечно, было очень хорошо известно, что язва самозванства, въевшаяся тогда в тело России, разделяла русских на несколько враждебных лагерей, с которыми никак не мог управиться всероссийский самодержец Вас. Ив. Шуйский. К тому же, старик Мнишек и дочь его, честолюбивая не менее отца, не могла не знать, что в их родном Самборе воскрес, новый царь Дмитрий — не то попович, не то дьяк, может быть еще кто-то, стоявший теперь в подмосковном селе Тушине, куда, с некоторого времени, начали стекаться к нему все враги законного порядка и только что пришел с своим семитысячным отрядом Ян-Петр Сапега, знатный и отважный искатель приключений, бесстыдно говоривший: «Мы жалуем в цари Московские, кого хотим» Гордая Марина только и помышляла, что о царстве, а потому хотя и с омерзением, но отдала себя “гадкому наружностью и низкому душой” второму Самозванцу и “лицедействовала потом так искусно”, что многих успела убедить в спасении первого мужа”.
Все последующие события вам известны.
В 1612 году на престол восходит династия Романовых, война утихает, и жизнь в стране меняется. Хочу напомнить об одном факте, который мистически начал правление династии Романовых. В самом начале правления Михаила Федоровича был повешен 4-летний сын Марины Мнишек и Лжедмитрия Второго. Мальчика казнили публично, не пощадив, дабы ни у кого больше не было повода претендовать на престол и сеять Смуту. Давайте вспомним, чем закончилось правление Романовых. Семья была расстреляна в подвале дома инженера Ипатьева, и среди убитых – мальчик, цесаревич Алексей. Мистическая связь прослеживается и с именем Ипатий. Романовы начали свое восхождение на престол из Ипатьевского монастыря в Костроме. Закончили в ипатьевском доме. Так что есть в истории необъяснимые явления и совпадения.